Стропы

Стропы представляют собой такелажные приспособления, предназначенные для захвата, перемещения и подъема грузов кранами или тельферами.

Они используются в строительстве, логистике, машиностроении, лесной, нефтегазовой отрасли, на железных дорогах, в других сферах.

Стропы изготавливаются из металла, текстильных или синтетических материалов. Имеют различные размеры, в зависимости от типа перемещаемых грузов.

Конструкция строп
Стропы состоят из цепи, троса или каната, на одном конце которого находится петля, на другом — крюк или карабин.

Петля крепится к грузоподъемному механизму. К крюку или карабину крепится груз.

В зависимости от конструкции выделяют группы строп:

Кольцевые — состоят из одной стропы, замкнутой по кругу. Используются, если нужна обвязка груза петлей.
Петлевые или чалки — представляют собой отрезки каната или ленты с петлями на обоих концах. Такие стропы удобно использовать для захвата грузов, имеющих крепежи в виде скоб, колец или звеньев.
Ветвевые — состоят из одной или нескольких строп, закрепленных на одном кольце. На концах ветвей располагаются петли, крюки или карабины. Виды и классификация
В зависимости от условий эксплуатации и назначения стропы различаются на цепные, канатные и текстильные.

Цепные
Состоят из отрезков цепей, оборудованных концевыми звеньями, крюками, кольцами для крепления к подъемной технике и грузу.

Они используются на промышленных предприятиях, в строительстве, на складах и логистических объектах.

Плюс цепных строп в практически неограниченном сроке службы. Поврежденные или изношенные звенья цепи легко заменить на новые.

Цепные стропы не боятся перепадов температур. В отличие от текстильных и канатных строп, их можно использовать при наличии открытого огня, при очень высоких температурах, в агрессивных средах.

Стоимость цепных тросов намного выше других вариантов, но это компенсируется долговечностью и износостойкостью.

Рисунок 3. Цепные стропы.

а) «1 СЦ» Стропа одноветвевая; б) «2 СЦ» Стропа двухветвевая;

в) «4 СЦ» Стропа четырехветвевая; г) «СЦ1ВЗ» Стропа цепная замкнутая ветка.

Канатные
Наиболее популярные стропы, используемые в строительстве, логистике, судостроении и других отраслях. Состоят из отрезка стального каната с захватом и соединительным звеном. Концы каната заплетаются или опрессовываются втулкой. В качестве захвата могут использоваться карабины или крюки.

Канатные стропы обладают высокой прочностью. Выдерживают повышенные нагрузки. Просты в изготовлении. Их стоимость значительно ниже цепных.

К недостаткам канатных строп относится относительная жесткость, ограничения применения при высоких температурах, быстрый выход из строя от возможных перегибов и трения об острые углы поднимаемых грузов.

В зависимости от числа ветвей стропы бывают:

одноветвевые (1СК);
двухветвевые(2СК);
трехветвевые(3СК);
четырехветвевые(4СК);
Многоветвевые стропы применяются для подъема габаритных грузов, требующих закрепления в нескольких точках. Они позволяют равномерно распределить нагрузку, надежно фиксируя груз.

Виды канатных строп.

Текстильные
Гибкие, легкие и прочные стропы, изготовленные из специальных текстильных материалов, таких как полипропилен, нейлон, лавсан, полиэстер.

Текстильные стропы подразделяются на плоские (ленточные) и круглые (круглопрядные). Их плюсы:

легкий вес;
гибкость;
износостойкость;
удобство в эксплуатации и хранении.
Легкие компактные изделия занимают значительно меньше места, чем цепные и канатные. Их удобно перевозить даже в багажнике автомобиля.

Они используются для подъема и перемещения грузов различной массы и формы, в том числе для покрытых краской и легкодеформируемых изделий.

Текстильная стропа надежно и аккуратно огибает перемещаемые предметы, не допуская вмятин и царапин. Благодаря амортизирующим способностям минимизирует сотрясения и ударные нагрузки. Не боится соли, влаги, воздействия химических и абразивных веществ.

Грузоподъемность текстильных строп можно определить по цвету:

1 т — фиолетовый;
2 т — зеленый;
3 т — желтый;
4 т — серый;
5 т — красный;
6 т — коричневый;
8 т — синий;
10 т и более — оранжевый.
Ширина ленточных текстильных строп зависит от грузоподъемности и может составлять от 30 мм до 180 мм.

Виды текстильных строп.

Технические характеристики
Стропы различаются в зависимости от материала, условий эксплуатации, вида груза, который необходимо переместить:

грузоподъемность — максимальная нагрузка, которую стропа способна выдержать без повреждений;
диаметр — определяет ее прочность и грузоподъемность;
материал стропы – влияет на гибкость, грузоподъемность, износостойкость;
тип стропы — существуют кольцевые, петлевые, ветвевые стропы;
степень защиты – некоторые стропы имеют защитные покрытия или плетения для повышения их износостойкости.
Чтобы обеспечить безопасность и эффективность работы с грузами, важно выбирать стропы по конкретному назначению, условиям их эксплуатации.

Для обеспечения равновесия перемещаемых предметов необходимо определить их центр тяжести.

Следует учитывать, что при строповке груза под разными углами меняется сила нагрузки. Чем меньше длина строп, тем больше должен быть угол, под которыми они располагаются друг к другу.

Уменьшение общей длины стропы может привести к снижению ее грузоподъемности.

Стропы должны отвечать требованиям регламентирующих документов и государственных стандартов: РД-10-33-93, РД 24-СЗК-01-01, ГОСТ 25573-82, ГОСТ 30441-97.

Информация