факторинговая компания
факторинговая компания — это оплата поставки или услуги третьей стороной за вознаграждение в более ранний срок, чем указано в договоре.
В такой сделке участвуют трое:
поставщик (продавец);
покупатель (дебитор);
факторинговая компания, или фактор, или финансовый агент — обычно отдельная структура банка.
Поставщик продает товары или оказывает услуги покупателю, который по договору платит за них позже — с отсрочкой. А фактор финансирует поставщика под уступку прав денежных требований, то есть оплачивает поставку вместо дебитора раньше срока и получает за это комиссию. Пошагово процесс взаимодействия сторон сделки выглядит так:
Поставщик отгружает товар или оказывает услуги.
Обращается к фактору и заключает с ним договор финансирования под уступку денежного требования.
Фактор сразу переводит продавцу большую часть суммы за поставку.
Покупатель переводит деньги фактору, когда наступает срок оплаты.
Фактор выплачивает остаток суммы, вычитая комиссию за услуги. Чтобы глубже разобраться в сути факторинга, рассмотрим пример.
Компания «Океан» закупает рыбу и морепродукты, производит рыбную продукцию и поставляет ее в торговые сети. Сети получают выручку за товар после его реализации, поэтому оплачивают поставку не сразу, а через 30 дней. В итоге свои деньги «Океан» получает с опозданием на месяц. Но чтобы закупить новое сырье, средства нужны сразу. Из-за дебиторской задолженности возникают кассовые разрывы: поставщику нечем платить за новое сырье, пока он не получит оплату от торговых сетей.
«Океан» вынужден брать кредит, но это не всегда удобно — банк может потребовать залог или поручительство. Другое решение — воспользоваться услугами финансового агента. Фактор сразу переводит компании 90 % от суммы договора, а остаток вернет через месяц, когда торговая сеть оплатит товар. За свои услуги фактор возьмет комиссию с «Океана».
В результате все три стороны в плюсе. Для покупателей ничего не меняется — они платят с отсрочкой, как и хотели, только уже не продавцу, а фактору. Поставщик получает деньги раньше срока и избегает кассовых разрывов. А фактор — зарабатывает на проценте от поставки.
Информация